История ботаники

Зарождение ботаники как науки о растениях

Ботаника - отрасль естествознания, исследующая растения; название ее происходит от греческого слова трава, и должно бы переводиться как "травоведение". История ботаники, также же как и история в целом носит во многом легендарный характер.

Как стройная система знаний о растениях ботаника сформировалась к XVII-XVIII векам, хотя многие сведения о растениях были известны человеку намного раньше, так как жизнь его была связана главным образом с пищевыми, лекарственными, ядовитыми растениями.

Тексты, которые можно в какой-то мере считать ботаническими, известны из древнейших памятников письменности Двуречья (Шумер, Вавилон, Ассирия) и долины Нила (Древний Египет). Эти тексты, так же как и легендарная китайская книга о травах "Бэнь цао", относимая к концу 3-го тысячелетия до н. э., представляли собой скорее сочинения по прикладной ботанике, так как в основном содержали сведения о пищевых и лекарственных растениях.

Еще в глубокой древности многие наблюдательные умы интересовались жизнью и природой растений. Первым натуралистом, для своего времени, был греческий ученый Аристотель (4 век до н.э.). Его труды можно отнести к самым первым источникам, описывающих растения не только с точки зрения их пищевой или лекарственной полезности, но и с ботанической.

Аристотель осуществил грандиозную попытку философски охватить самые различные области живой и неживой природы. Изучению растительного мира он посвятил специальный труд "Теория растений". Различные статьи его о растениях, собранные Вильмером под заглавием: "Phytologiae aristotelicae fragmenta" (Бреславль, 1838 г., in 8), полные метких и высокоценных замечаний, дают основание жалеть об утрате главного труда этого всестороннего гения - "Теории растений". Современная история ботаники располагает лишь отдельными высказываниями великого ученого.

Из всех учеников Аристотеля, занимавшихся изучением ботаники, только Теофраст (371-286 гг. до н. э.) оставил два полезных труда: "Историю растений" (лат. Historia plantarum) и "Причины растений" (лат. De causis plantarum), которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Число растений, которые Теофраст приводит и частью описывает, достигает 500 видов; все они относятся к восточной области Средиземного бассейна. Их очень трудно сравнивать с видами известными нам теперь.

Теофраст был назван "отцом ботаники". Впервые даются основы классификации, разделение растений на деревья, кустарники, полукустарники и травы, разделение трав на многолетники, дву- и однолетники; основы физиологии растений, описание строения цветка (положение завязи в цветке, различия между сростнолепестными и свободнолепестными венчиками)

Несмотря на то, что Теофраст в своих трудах не придерживается никаких особенных методов, он внес в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истый натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку.

После Теофраста приходится пропустить около 4-х столетий, чтобы перейти к Диоскориду, потому что нельзя считать ботаниками Никандра колофонского, Николая дамасского, Варрона или Колумелу, которые писали о растениях, не внося в изучение их своих взглядов

Диоскорид жил в I в. по Р. X., составив описание медицинских веществ, в числе которых у него описано 600 видов растений, классифицированных на 4 группы: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные растения. Хотя произведение Диоскорида и разделяет ботаническую славу Теофраста в продолжение средних веков до XVI в., все-таки труд его, как и "Естественная история" Плиния, посвященная изучению растений, может быть рассматриваем только как свод более или менее хорошо выраженных ботанических истин, известных древним.

Римский натуралист Плиний Старший в своей "Естественной истории" (лат. Plinius Naturalis Historia, около 50-70 н. э.) привёл все известные его современникам сведения о природе, где он упомянул около 1000 видов растений, описав их достаточно точно.

В течение примерно 1500 лет, со времени Теофраста и Плиния Старшего, накопление знаний о растениях шло преимущественно вне Европы.

"Аюрведа" - индийская "наука о жизни", относимая к 1-му тысячелетию до н. э, включающая описание многих лекарственных растений. Комментарии и дополнения к "Аюрведе" в сочинениях индийских врачей Чарака (X-VIII вв. до н. э.), Сушрута и Вадбака (VIII-VII вв. до н. э.).

Арабская экспансия во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э. значительно расширила горизонты античности. Особое значение имели труды таджикского учёного Абу Али Ибн Сины (Авиценны): сочинения "Канон врачебной науки" с описанием около 1010 видов растений, неизвестных в Европе.

Единственным достижением европейской науки в области ботаники становятся труды немецкого философа и естествоиспытателя Альберта фон Больштедта (Альберт Великий), который установил различие между однодольными и двудольными растениями на основании разницы в строении стебля...

В эпоху средних веков арабские доктора, которые знали только лекарственные и сельскохозяйственные растения, византийские же писатели и схоластики, которые писали поэмы и научные статьи о ботанике, не заслуживают внимания с точки зрения ботаники. И только открытия, сделанные во время путешествий братьев Poli и особенно Колумба, внесли в науку элементы, способствовавшие развитию ботаники.

Миссионеры, доктора, путешественники, как, например, Lopez de Gromara, Fernandez de Oviedo, Martin del Barco, Jerome Benzoni, Andr e Thevet и др. первые познакомили нас с растительным богатством Нового света, и труды их могут считаться началом новой эры в истории ботаники. Развитие это главнейшим образом выразилось в создании ботанических садов, прежде всего в Италии, в Падуе в 1525 г., в Пизе в 1544 г., потом в Голландии в Лейдене в 1577 г., наконец во Франции в Монпелье в 1597 г. и в Париже в 1598 г.

Смотрите также: "Занимательные истории из жизни растений"