Предание о святом пантелеймоне-целителе

Целительная сила растений

Предание о святом Пантелеймоне. Христианский святой Пантелеймон-целитель - добрый и мудрый собиратель трав. “Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

Уже изначально растения были для людей не только источником питания, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней, сохранить жизненную активность и долголетие. Все врачи древности обращались к растениям. Лекарственные растения наделялись таинственной силой, их целебное действие связывалось со сверхъестественными свойствами, данными им Богом.

В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зеленый мир - это своего рода аптека, о которой справедливо писал С. Кирсанов:
Я не степью хожу, я хожу по аптеке.
Разбираясь в ее травяной картотеке

...Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. "Учитель, - сказал, вернувшись из лесу Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашел ни одного бесполезного растения". Истинно - любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь правильно понять его предназначение.

Христианский святой Пантелеймон-целитель (на Руси его называли Пантелей), в народном представлении - добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными, либо душевными болезнями.

Не всегда имена творцов стирались в памяти народа. Людей, исцелявших, людей, помогавших слабым и немощным, таких, как первый в истории фитотерапевт Пантелеймон, причислили к лику святых. На Руси было принято обращаться к чудотворцу святому Пантелеймону-целителю в моменты страданий.

Люди верили, что каждый год, 9 августа, он спускается на Землю и бродит по лесам и лугам до рассвета, наделяя каждое растение целебной силой. Считалось, что травы, собранные на Пантелея излечивают любое заболевание. Знахари, ведуны, монахи собирали лечебные травы на рассвете.

"...Пантелей! Ты нас пожалей, свой чудесный елей в наши раны излей, в наши многие раны сердечные. Есть меж нами душою увечные, есть и разумом тяжко болящие, есть глухие, немые, незрящие, опоенные злыми отравами, - помоги нам своими ты травами!"

Согласно преданиям, именно Пантелей открыл валериану, необычайно высоко почитаемую в современной медицине. Как-то в темную ночь целитель пошёл в лес собирать лекарственные травы. Вышел он на лесную опушку и вдруг среди кустов увидел множество мерцающих огоньков, выходивших тонкими струйками из земли. Пантелей стал раскапывать корни диковинного растения и, к своему удивлению, обнаружил, что чем больше он их копал, тем лучше себя чувствовал. Когда он набрал полную суму этих волшебных корешков, душа его наполнилась радостью и весельем. Проходя по селам, Пантелей давал больным людям эти корни и говорил: "Будь сильным, будь здоровым - valere!" И люди от тех корешков обретали покой и прилив жизненных сил

(см. "Валериана лекарственная")

Великому целителю посвятил свои стихи Сергей Аксаков:

Есть, однако, примиритель,
Вечно юный и живой,
Чудотворец и целитель, -
Ухожу к нему порой.
Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И - в свои младые годы.

К чудотворцу обращался также поэт А. К. Толстой, на стихотворение которого "Пантелей-целитель" Сергей Рахманинов в 1900 году написал музыку.

По преданию, Пантелей родился в семье знатного язычника. На формирование мировоззрения будущего целителя оказала влияние мать святого, бывшая тайной христианкой. Талантливого мальчика отдали на обучение к прославленному врачу Евфросину. Вскоре слава способного ученика дошла до Рима. Пантелей лечил всех, но прежде всего - неимущих и заточенных в тюрьмах. Принял крещение и обратил в веру своего отца, на его глазах излечив слепого. Получив после смерти отца в наследство богатое имение, он отпустил всех рабов на свободу, а имущество раздал нуждающимся, безвозмездно лечил больных.

Растущая популярность юного целителя, вызывала лютую ненависть врачей-язычников, и они донесли на него императору Максимилиану. Целителя обезглавили, а тело бросили в костер, но не сгорело оно в нем, а было тайно погребено христианами. Голова святого Пантелея как великая святыня хранится в Русском монастыре на горе Афон.

Как правило, казненного в молодости Пантелея изображали на иконах совсем юным, в левой руке его была коробочка с лекарствами, а в правой - миниатюрная ложечка, которой целитель раздавал страждущим лекарства.
Об этом же говорит Марина Цветаева:
На каторжные клейма,
На всякую болесть -
Младенец Пантелеймон
У нас целитель есть.

Художник Михаил Нестеров посвятил целителю картину, он изобразил его молодым, красивым юношей, среди трав и цветов.

К целителю Пантелею обращался и великий мыслитель Николай Рерих, увлекавшийся изучением народной медицины.
Николай Рерих был крупным философом и мыслителем, открывшим человечеству новые грани познания во многих областях. Средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея, Москва).

Физические страдания предопределили его интерес к народной медицине и к знахарям. Именно в этот период он пишет картину "Св. Пантелей Целитель", где показывает святого великомученика, собирающего целебные травы ранним весенним утром. В отличие от нестеровского канонического юного Пантелея, художник показывает пожилого, опирающегося на клюку человека, согбенного от тяжелых трудов. Испытав тяжелую болезнь, Рерих понимал, что ложечка, которой юный целитель на картинах его предшественников раздавал лекарства, не может избавить от болезней. Излечения может быть только в результате совместного, порой очень тяжелого труда целителя и исцеляемого.

Православный народ, как и Н.Рерих, вносил свои коррективы в религиозные догмы, представляя Пантелея не цветущим юношей, а умудренным жизнью старцем. Внимательно всматривается старец в окружающие его травы, словно беседует с ними, по листочку с благих трав собирает он и мешок ими свой наполняет.